Несколько советов родителям первоклассников.
Первый класс – чрезвычайно важная, а часто решающая ступенька, определяющая продвижение ребенка (нормальное или с затруднениями) на длительном, если не на всем, этапе школьного детства. Анализ успеваемости первоклассников на протяжении учебного года показывает, что: 1.в первых классах довольно много отличников – 4-7, а в некоторых классах около трети учащихся оканчивают учебный год с похвальными листами; 2.вместе с тем в каждом первом классе встречается 2-3, а иногда и 5 неуспевающих; 3.уже к концу первого класса каждый второй неуспевающий становится (в меру своих возрастных возможностей) и недисциплинированным; 4.учащиеся, которые хорошо успевают, были хорошо подготовленными к школе; дома, как правило, взрослые заботливы и внимательны к ним; 5.учащиеся, которые не успевают, или слабо успевают были плохо подготовлены к школе, большинство из них живет в неблагополучной семейной обстановки; 6.учащиеся, которых хорошо закончили первый класс, как правило, нормально учатся и дальше; 7.учащиеся 7-8 лет особенно нуждаются в покровительстве старших; в школе – учительницы, авторитет которых для них несомненен, а дома – родителей. Важность этого периода для благополучия ребенка и влияние его на последующие школьные годы объясняет необходимость особой родительской заботы о начинающих школьниках. Эта забота поможет родителям почувствовать ответственность за успешное начало учебы, которое является надежной гарантией успешного ее продолжения. В чем же должна проявляться забота родителей? Педагоги, которые в разное время задумывались над проблемой успеваемости младших школьников, подчеркивали, что главным условием нормального учения является хорошее здоровье ребенка. В.А.Сухомлинский утверждал, что для 85 % неуспевающих главная причина – плохое состояние здоровья. Иногда родители знают о заболеваниях ребенка. Но чаще слабость ребенка, его плохое самочувствие или болезненное состояние для окружающих совершенно не заметны. Сердечно-сосудистые заболевания, как и заболевания дыхательных путей или желудочные, скрыты, как бы замаскированы детской оживленностью, подвижностью. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что так называемое замедленное мышление – когда ребенок не может вовремя сориентироваться в задании, своевременно его выполнить – это прежде всего следствие общего ослабления здоровья. Дети с болезненной бледностью, плохим аппетитом быстро теряют способность к сосредоточенному умственному труду, т.е. к учению. Помочь таким детям можно только совместными усилиями родителей, врача и учителя. Радикальным лечением в таких случаях является рациональный режим труда и отдыха. В этом режиме должны быть предусмотрены обязательное пребывание на свежем воздухе, своевременное укладывание спать; полноценный сон – при открытой форточке и в спокойной обстановке, своевременный подъем. Если ребенок не посещает группу продленного дня, целесообразно создать ему условия для послеобеденного сна дома. Для тех, кто посещает группу продленного дня, особое значение приобретает организация полноценного ночного сна, и здесь не должно быть никаких уважительных причин для нарушения режима. Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов. Глубокий и полноценный сон обеспечивает отдых нервным клеткам головного мозга, что способствует правильному росту и развитию детского организма, создает у ребенка чувство бодрости. Свежести, повышает его активность, работоспособность. Поэтом особое внимание надо обратить на то, чтобы у ребенка был достаточный и полноценный сон. Своевременное укладывание спать и полноценный сон являются условием нормального утреннего пробуждения, хорошего самочувствия. Важное значение для поддержания и укрепления здоровья первоклассников имеет полноценное и своевременное питание, особенно зимой и ранней весной. Нужно заботиться, чтобы пища ребенка была калорийной, богатой витаминами. Фрукты, разнообразные варенья – необходимая составная часть детского рациона. Необычайно полезен мед, который образно называют кусочком солнца на тарелке. В младшем школьном возрасте рекомендуется кормить ребенка не реже четырех раз в день, примерно, через каждые 3-4 часа. Утром ребенок должен получать горячий завтрак (каша или картофель, яйцо). А также, чай или молоко. Обед – в строго определенное время, обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть легким, небольшим по количеству, за 1-1,5 часа до сна. В школе ребенок должен обязательно получать горячий завтрак, а при продленном дне – завтрак и обед. В режиме дня следует предусмотреть строго определенные часы для выполнения домашних учебных заданий, указать время не только их начала, но и окончания. Продолжительность приготовления домашних заданий должно соответствовать возрастным возможностям детей. Во втором полугодии первоклассники уделяют приготовлению домашнего задания не более часа. Через каждые 30-35 минут работы гигиенисты рекомендуют проводить 10-15 минутные перерывы для отдыха и проветривания помещения. С самого начала важно учить ребенка работать сосредоточенно, не отвлекаясь и не засиживаясь за уроками более положенного времени. Специальные наблюдения показывают, что дети, которые долго готовят уроки, как правило плохо учатся, они переутомлены, физически ослаблены. У них не остается времени для игр и прогулок. Определенное место в режиме дня школьника должно быть отведено различным систематическим занятиям дома (рисование, конструирование, «слушание» любимых и новых книжек), в кружке, студии, секции, музыкальной, художественной школе ( если ребенок до школы начал систематические занятия, если же нет, то именно в первом классе не рекомендуется начинать дополнительное новое занятие, лучше подождать до второго класса). Здесь также следует определить время и для домашнего бытового труда. Бытовой труд – это прежде всего самообслуживание и помощь семье в организации быта. В режиме дня каждого ребенка должны быть постоянные обязанности, закрепленные за ним на достаточно продолжительное время.
Детская Агрессивность
Агрессивность в человеческом обществе носит специфические функции. Во-первых, она выступает средством достижения какой-либо значимой цели. Во- вторых, часть агрессии является способом замещения блокированной потребности и переключения деятельности. В – третьих, агрессия используется некоторыми людьми как способ удовлетворения потребности в самоутверждении и как защитное поведение. В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. К агрессивности близко подходит состояние враждебности, часто враждебность и агрессивность сочетаются. По агрессивностью понимают действие человека, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. Также возможны проявления агрессивности против животных и материальных объектов. Анализ различных подходов убеждает в целесообразности понимать агрессию как целенаправленное разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности) Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено, например, в драчливости, грубости, а может быть более «затаенным», имея форму скрытого недоброжелательства и озлобленности. Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто аффективным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостностью. Довольно распространенным проявлением агрессии служит грубость. Агрессивные действия могут выступать в качестве: Средства достижения какой-либо значимой цели; Как способ психической разрядки, замещения, переключения деятельности; Как способ удовлетворения собственных потребностей в самореализации и самоутверждении. Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями, хотя порицаемая правом и нравственностью. Агрессия бывает групповой и индивидуальной, а также прямой и косвенной. Прямая агрессия непосредственно направлена против жертвы, при косвенной агрессии жертва не присутствует, а против неё, например, распространяется клевета или даются отрицательные отзывы о ее работе. Различают также физическую и вербальную агрессию. В то же время, некоторые исследователи считают, что в агрессивности есть и «определенные здоровые черты», которые могут оказаться полезными для активной жизни. Это – настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. В целом же собственные агрессивные проявления усиливают тревожность, формируют заниженную самооценку. Неслучайно агрессивных детей, равно как и детей, постоянно ожидающих агрессии относят к группе детей с аффективным поведением, к «группе риска». Рассмотрев феномен агрессии, есть смысл обратиться к пониманию ее причин в разные возрастные периоды. У самых маленьких (годовалых) детей агрессивного поведения не наблюдается практически никогда. Ребенок может случайно, заигравшись, причинить боль взрослому или другому ребенку. Если взрослый немедленно остановит ребенка или предупредит возможность такого действия, то отпадает и всякая опасность. Соответственно не возникает и вероятность закрепления подобных действий в поведении ребенка. Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период возрастает активность ребенка. Настаивая на своем, ребенок использует любые средства, в том числе и крик, плач, капризы, вспышки ярости, а иногда и агрессивные действия. Это связано с тем, что эмоциональные переживания детей 2-3 года жизни отличаются высокой интенсивностью, их проявления не регулируются социальными нормами и волевыми усилиями, как у более старших детей. Вспышки ярости с элементами агрессивности наблюдаются в ситуации, когда желания ребенка, по какой-то причине, не выполняются. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослых, к чему принуждают его. Это чаще наблюдается у детей 1.5-2 летнего возраста. Описанные варианты поведения в раннем детстве еще нельзя рассматривать как агрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которые наблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4-6лет) агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в первую очередь со сверстниками. Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драки, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим братьям и сестрам, на попытки мучить животных. Появление агрессивных тенденций в поведении ранее спокойного, доброжелательного ребенка всегда настораживает, особенно когда это совпадает с поступлением его в детское учреждение. Если же агрессивные действия в этой или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену – группу детского сада – дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности. Одной из причин агрессивного поведения детей может быть влияния уровня агрессивности педагога на эмоциональное состояние группы. Педагог как бы индуцирует агрессивный фон поведения детей своей раздражительностью и подозрительностью по отношению к ним. Педагог подает пример агрессивного поведения детям, привыкающим к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления фрустраций. Но причины агрессии не могут быть только вовне, во взаимоотношениях с другими людьми. Характерологические особенности самого ребенка также обуславливают его агрессивность. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием и воспитанием детей, где не хватает тепла и ласки, отношения к проявлениям к детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействии, вместо заботы и терпеливого объяснения, предпочитают силовые методы, особенно физические наказания. Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего, окажутся отверженными большинством своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. Родители агрессивного ребенка ощущают беспомощность, не зная на чем они должны сосредоточить усилия – на поведении, которое считают правильным, или же на последствиях своего воспитания. Дети дерутся по множеству разных причин. Вот перечень основных случаев, в которых ребенок может пустить в ход кулаки: - ребенок, который еще не научился выражать свои чувства словами, может причинить физическую боль другому ребенку. Обычно дети не прибегают к таким приемам после того, как научаться сносно говорить. - убедитесь, что ребенку хватает физических нагрузок. - чрезмерно уплотненный распорядок дня может вызывать у детей усталость. Утомленные и раздражительные дети часто совершают агрессивные поступки. Методические рекомендации для работы с агрессивными детьми: Ученые прослеживают связь между регулярными физическими наказаниями и агрессией у детей. Разумные рассуждения и минимум физических наказаний не пробуждают агрессию. Дети, родители которых чаще прибегают к помощи слов, чем шлепков, легче входят в среду сверстников и активнее сотрудничают с ними, потому что они лучше умеют общаться и договариваться реже спорят и нападают. Все дети нуждаются в позитивной поддержке, чтобы успешно изменить свое поведение. Такой поддержкой могут быть словесные и физические знаки одобрения, похвалы, объятия и улыбки. Нужно игнорировать драчуна и уделять внимание жертве – так, чтобы агрессор не получил никакой оценки своего поведения, - ни позитивной, ни негативной. Не стоит принимать поспешные и охотные извинения ребенка, если вы неоднократно предупреждали его, что драться нельзя. Некоторым детям известно, что слова «Я больше не буду» - удобный способ избежать наказания. Дети должны усвоить. Что извинения без изменений поведения бессмысленны. «Тайм-аут» с изоляцией агрессивного ребенка помогает изменить его поведение, если обсудить этот вопрос в дальнейшем с ребенком. Следует ограничить просмотр ребенком телепередач агрессивной направленности. Некоторые дети дерутся, чтобы привлечь внимание родителей.
Как управлять домашними заданиями
В процессе обучения существует еще один компонент, нуждающийся в управлении, - самостоятельная работа учащегося по выполнению домашнего задания. Без нее не обойтись, поскольку именно так происходит переработка полученной учебной информации во внутреннее знание, без нее все глубоко и прочно забывается. Но самостоятельная деятельность школьника тоже нуждается в правильном нормировании и управлении. как это возможно? Можно ли установить нормы временных затрат? Возможно, конечно, определить средние временные рамки выполнения домашнего задания, однако при этом важно осознавать, что кто-то из учащихся уложится в эти рамки, а кто-то непременно выйдет за них, и при этом неизбежны перегрузки. А результат перегрузки - умственное переутомление, демотивация ребенка к учению. В нынешней ситуации только в небольшом количестве семей дети имеют дома необходимую поддержку и внимание, потому в решении проблем с домашней работой большинство из них вынуждено рассчитывать только на себя. Чаще всего школьник избавляется от перегрузок очень просто - перестает работать дома. После этого пробелы и недоработки нарастают, как снежный ком, и н конце концов приводят к тому, что даже ребенок, имеющий в начале обучения прекрасные интеллектуальные возможности, к итоговой аттестации приходит со знаниями ниже минимума требований образовательного стандарта. Как же управлять самостоятельной работой так, чтобы избежать перегрузок? В этом отношении наши дети остро нуждаются в индивидуальном подходе. Речь идет не только и не столько об индивидуализации содержания материала, предлагаемого для домашней работы, а о так называемой технологической индивидуализации, связанной с диагностикой и развитием темповых показателей учебной деятельности ребенка. Темповые показатели учебной деятельности Темповые показатели учебной деятельности очень тесно связаны не только с психологическими, но и психофизиологическими особенностями ребенка. В интегральной психофизиологии выделяются три скоростных фактора индивидуальности человека: скорость построения прогнозов в ситуации вероятностного обучения; скорость умственных действий; скорость психомоторных действий. Все указанные факторы имеют довольно сложную психофизиологическую природу, для нас же они важны тем, что имеют значительное влияние на ход образовательного процесса каждого ребенка. В традиционном обучении наибольшее влияние имеют два последних фактора. Остановимся на них подробнее. Скорость умственных действий - очень важный темповой показатель учебной деятельности, однако его измерение в практике управления является довольно трудоемким. Безусловно, знание среднего темпа, в котором мыслит ребенок, поможет сделать управление его самостоятельной деятельностью действенным и из бежать перегрузок. Но, как показывает практика, темп мыслительной деятельности школьника очень сильно зависит от типа материала, внутренней мотивации и его интересов. Кроме того, темп мыслительной деятельности является далеко не единственным значимым фактором в определении временных и энергетических затрат на самостоятельную домашнюю деятельность. Как показали наши исследования, значительное влияние на временные и энергетические затраты в самостоятельной домашней работе имеет третий скоростной фактор, связанный с психомоторными действиями ребенка. С ним связаны три основных темповых показателя учебной деятельности, определяющие временные затраты на самостоятельную домашнюю деятельность: темп чтения, темп счета, темп письма. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, указанные темповые показатели имеют довольно сложную психофизиологическую природу и оказывают очень сильное влияние на характер учебной деятельности человека в течение всей его последующей жизни. Рассмотрим каждый из темповых показателей и его значение в управлении временными затратами на домашнюю работу ребенка. Темп чтения Темпу или технике чтения уделяется довольно много внимания на первой ступени обучения. Это естественно, ведь именно в это время этот темп и формируется. Однако есть некоторые нюансы, которые порой становятся причиной проблем в формировании этого показателя. Дело в том, что внутри темпа чтения существуют два взаимосвязанных, но достаточно обособленных темпа. Они представлены на схеме. Темп сканирования - это как раз тот темп, который в основном получается в процессе измерения техники чтения в 1-3-м классах. Он представляет собой беглое ознакомление с текстом, когда учащийся не вдумывается глубоко в его содержание. Темп же осмысленного чтения неразделим с процессом интенсивной интеллектуальной работы над текстом, и он обычно гораздо ниже темпа сканирования. Последний наращивается довольно быстро, а вот для увеличения темпа осмысленного чтения требуется очень серьезная тренинговая работа. Для временных затрат на домашнюю самостоятельную деятельность на второй и третьей ступенях обучения (наряду с первой) наиболее важным является как раз темп осмысленного чтения. Но если в 1 -3-м классах регулярные проверки техники чтения стимулируют его развитие, то, начиная с 5-го класса, темп чтения учащихся начинает неуклонно падать. Причем уменьшается также и темп сканирования. В чем причина? Она лежит в психофизиологической природе этого темпа. Виды деятельности, связанные с физиологией организма, обычно нуждаются для поддержания нужного состояния в регулярном тренинге, но в среднем школьном звене такого темпа практически нет. Считается, что работа с учебными текстами сама стимулирует процесс наращивания темпа чтения, но реально происходит его падение. И это приводит к следующей ситуации: в процессе обучения происходит непрерывный рост количества материала, который учащийся должен прочитать и осмыслить дома, однако из-за падения темпа чтения возможность полноценной домашней работы становится все менее реальной. Представим себе ситуацию, соответствующую обычному учебному дню в 7-м классе. В процессе домашней подготовки школьнику нужно прочитать 20-25 страниц по литературе, 5-6 страниц по физике, 10-15 страниц по истории и 1-1,5 страницы по математике. В среднем - 40-45 страниц научного текста. Если темп осмысленного чтения ребенка 60-70 слов в минуту (что бывает довольно часто), то для того, чтобы просто один раз прочитать все заданное, понадобится 2-3 часа. И это только прочитать! Очевидно, что такие перегрузки неизбежно приведут к тому, что ребенок просто не будет читать и осмысливать материал. В лучшем случае он его просканирует, чтобы иметь определенный уровень информированности. Решение проблемы связано с правильной организацией управления процессом домашнего чтения, основанной на диагностике индивидуального темпа чтения ребенка. Для этого нужны индивидуальные домашние задания, посильные для учащегося и в объеме, и сложности. Да и характер формулировки задания должен стимулировать развитие темпа осмысленного чтения. Учащимся необходимо объяснить, «как читать», а не только «что читать». В технологии обучения игры на музыкальном инструменте есть тренировочный прием игры в медленном темпе. Многие учащиеся также нуждаются в чтении в «медленном темпе», с детальным осмыслением прочитанного. Конечно, при этом ребенок не сможет усвоить большие пласты информации, но это даст ему возможность освоить их в будущем. Темп письма и темп счета Красивое, грамотное письмо занимает значительное время и требует больших энергетических затрат ребенка. Если количество письменных заданий слишком велико, то ребенок порой вынужден писать слишком быстро. К сожалению, такая спешка приводит не к увеличению темпа письма, а к необратимому искажению почерка и перенапряжению мышц руки. Рост темпа письма возможен при регулярном письме в удобном для ребенка темпе, когда он сам в состоянии успеть проконтролировать все написанное. Таким образом, мы снова приходим к необходимости индивидуализации в управлении домашней деятельностью ребенка, когда объем и характер задания способствует выработке красивого письма и роста темпа. Темп счета, или количество элементарных арифметических операций в минуту, является основой для управления временными затратами на решение в процессе домашней работы задач по различным предметам. Очень часто стремление ребенка побыстрее избавиться от объемной работы приводит к искусственному увеличению темпа счета, что порождает неизбежные ошибки и необходимость «пересчитывать» задание уже в нормальном медленном темпе. Наращивание темпа счета через специально организованную тренинговую систему позволит уменьшить количество ошибок при счете и соответственно уменьшить временные затраты. Таким образом, измерение и развитие темповых показателей учебной деятельности может стать основой для действенной системы управления самостоятельной деятельностью школьника дома. Конкретная управленческая работа в данном случае возможна в двух направлениях: индивидуальное нормирование объема домашнего задания; система индивидуальной тренинговой работы по увеличению темповых показателей. Оба направления способствуют преодолению перегрузок в обучении и создают условия для комфортной деятельности. К тому же естественное увеличение темповых показателей нацелено и на возможности ребенка эффективно продолжать обучение в будущем.